Идеалы польского двора
15.06.2016Эстетический, моральный идеал такого человека отражал нестойкость его положения. Стремление облечь себя величием и блеском истинного монарха невольно вело к позерству. Желание противопоставить мир искусства, мир красоты, мечты миру грубой действительности, где существуют разбитая страна, волнения, анархия и самодержавные соседи, уже само по себе было беспочвенной иллюзией, и это не могло не сказаться на искусстве, возникшем под непосредственным влиянием короля. Блеск его всегда какой-то театральный. В нем очень слабы попытки реалистического подхода к действительности, больше утонченности, чем истинной силы и размаха. Конечно, к этим общим чертам нельзя свести творчество всех, связанных с двором художников, они могли подчиняться королевским пожеланиям, их творчество могло развиваться в официальном направлении, но вся их сущность не могла быть сведена к нему. Так было, например, с Белотто. Что касается Марчелло Баччарелли, то он, безусловно, был художником талантливым, но неглубоким. Он далеко не всегда и не во всем проявлял свои лучшие качества, хотя и существует ряд его портретов, которые можно назвать первоклассными. Может быть, потому, а также в силу самого своего положения «первого королевского живописца», Баччарелли чаще других шел в русле официального течения, вернее, сам же его и осуществлял. В этом отношении очень показательна его серия портретов польских королей, сделанных для варшавского замка - вариант столь распространенной в Польше «галереи предков». В основном это вымышленные портреты, и нам представляется правильным рассматривать их в i-лаве об исторической живописи, так как они являют собой своеобразное воплощение мифа о польской истории. Здесь мы лишь называем их, отмечая некоторые особенности, и среди них - определенное влияние торжественного старопольского портрета.