Желание противопоставить мир искусства
15.06.2016Оно чувствуется не столько даже в иконографии, сколько в стилизации под привычный полякам тип изображения; стилизации, однако, лишенной простого подражания, сделанной рукой европейского мастера, трансформирующего художественные впечатления через призму своего восприятия. Вообще, элемент театральности у Баччарелли отлично увязывается с его подходом к личности портретируемого: таким образом появляется особая парадность, приподнятость над реальной, повседневной средой. Отмечая особенности творчества Баччарелли, надо помнить, что он, будучи парадным придворным живописцем, был и настоящим мастером. Достаточно сравнить любой его портрет, написанный в начале или середине его пребывания в Польше, с типичными для того времени работами местных мастеров, чтобы увидеть, как много могло дать его творчество польским художникам. Свобода композиции, непринужденность поз и жестов, помещение фигур в полном тени и света реальном пространстве, их живая взаимосвязь, сдержанная звучность цветовой гаммы (его картинам был свойственен благородный золотистый тон, типичный для всего лучшего периода творчества) - все это было художественным откровением для польских мастеров, многие из которых, по резкому отзыву вождя прогрессивной партии Гуго Коллонтая, «...только и умеют, что золотить кареты и малевать криворожих святых». И это воздействие заметно в работах почти всех польских учеников Баччарелли. Тем более, что там где живописец мог отойти по тем или иным причинам от придворного идеала, он умел живо и точно охарактеризовать главные черты человеческого характера.