+7 (495) 212-90-38

8-800-555-53-12

Написать письмо Заказать звонок
По России звонок бесплатный с 9.00 до 22.00 без выходных
Мы продлеваем гарантию на кондиционеры до 5 лет при установке и ежегодном обслуживании в нашей компании!
Гарантийное обслуживание Сервис Ремонт
БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА кондиционера с заносом в квартиру при заказе установки! 
Монтаж день в день или на следующий день
Установить оконный кондиционер
Хотите выбрать дизайнерский кондиционер?

Бесплатный выезд специалиста для проведения замеров и определения характеристик оборудования и его стоимости

Композиция усадьбы

16.09.2019

Наиболее достоверное представление о композиции усадьбы дает схема 1924 г., выполненная в масштабе 1:100, хранящаяся в документах профессора Ю. Клоса (дело «Планы и рисунки к зданиям в Тугановичах Новогрудского повета»). Месторасположение усадебного дома помогают установить сохранившиеся ступеньки бокового входа. Судя по фотографии Яна Булгака, он был небольшим, одноэтажным, с высокой четырехскатной гонтовой крышей. Парадный фасад украшало скромное крыльцо с четырьмя колоннами. Обычный треугольный фронтон с полуциркульным окном завершал его оформление. Крыльцо имелось и на парковом фасаде. Белизна стен здания контрастировала с парковой зеленью. Одиночные деревья подходили вплотную к стенам. У окон комнаты Марыли (левая угловая комната) возвышался, опустив ветви на крышу, конский каштан. Вокруг обилие цветочных растений: пионы, мальвы, георгины. Все это не могло быть незамеченным Адамом Мицкевичем:

«...пансю дом i з зеляшны свящуся, як сувой кужэльнае тканшы, тынкоукай белай сцен над дыванам поля. Ад непагод зату- лены сцяной таполяу, ён невялш быу, але не занядбаны...». Сведений об интерьерах дома, фамильных собраниях очень мало. В 1869 г. Эдвард Хлопицкий отмечал в интерьерах на стенах дома акварели Винцента Дмоховского, его большую картину «Охота». Восхищение очевидца вызвала также большая картина Жана Батиста Греуза из сапеговских собраний в Деречине.

План 1924 г. показывает, что второе здание — «мурованка» — располагалось на значительном удалении от усадебного дома, но почти на одной оси с ним. Расстояние от круга на партере до него составляло около ста шагов. Сохранение и использование объектов культурного наследия актуально и в наши дни. Называлось здание «мурованкой» из-за высокого каменного фундамента, и само здание было каменным, в отличие от основного дома. Стояло оно обособленно, среди деревьев и цветочных растений. Предполагается, что это здание было старше усадебного дома. Примыкало к старым хозяйственным зданиям, которые занимали юго-западный угол усадьбы, но имело усложненную композицию: мансарда, оригинальное крыльцо, на четырех колоннах которого была устроена терраса с балюстрадой, деревянное крыло, в котором размещались кухня, комнаты для слуг и малая оранжерея. «Мурованка» была короче усадебного дома, но имела высокие цоколь и крышу и, по словам очевидцев, выглядела более эффектно. В этом доме останавливался Адам Мицкевич, занимая большую правую комнату, два окна которой выходили на газон, а из третьего (бокового) были видны окна комнаты Марыли. Здесь жили молодые Верещако — Михаил и Юзеф.








Ищете кондиционер для дачи?
Благодарности